Виды кларнетовых подушек, с которыми мы работаем

Расскажи о нас:

В последние 20-30 лет стали развиваться научные исследования музыкальных инструментов. Большая заслуга конечно принадлежит отцу основателю Французского Института Исследования и Координации Акустики и Музыки (IRCAM) — Пьеру Булезу. IRCAM проводит исследования с лабораторий акустики в Ле Мане и Марселе и множеством специализированных институтов и производителями музыкальных инструментов.

Предметом исследований стали не только материалы, мензуры и отверстия, но в первую очередь резонанс инструмента. Одним из направлений работы с резонансом стали исследования и разработка подушек для духовых инструментов.


Первопроходцы в этом деле флейтовый мастера. Сейчас флейтовая подушка представляет собой сложную высокотехнологичную деталь, состоящую из 10-15 деталей. По этому же пути сейчас идут кларнетовые и саксофоновые мастера.

straubinger-pads

Сейчас существуем огромное количество материалов, которые производят и специализированные фабрики и музыкальные мастерские.


Итак, о подушках..

Подушки, которые мы не используем — это подушки из рыбьего пузыря.

Этот традиционный для французского кларнета материал, на наш взгляд устарел.

Почти всегда, если ему не хватает влажности, он начинает давать призвук во второй октаве (часто и в первой).

Кроме этого его срок службы редко больше одного года.

features_4white_skin_clarinet_pad


Хорошие по звуку и недорогие кожаные подушки.

кожаные подушки

Только недавно фабрика Buffet-Crampon начала устанавливать их в инструменты среднего класса (Е12, Е13, RC).

В зависимости от типа фетра, они достаточно долго работают (если ухаживать — до 5 лет).

При грамотной установке можно добиться более чистого звучания первой октавы.

Они также немного поглощают высокие частоты и делают звук второй-третьей октавы чуть более круглым. Со временем фетр твердеет и подушки дают больше резонанса, поэтому после замены старых кожаных на новые, инструмент кажется немного глуше.подушка с большим резонатором

Также мы устанавливаем кожаные подушки с резонаторами (на большие клапана).

В зависимости от пористости кожи, покрытие считается хорошим в районе 90% (по аппарату проверки компрессии).

Если звуковое отверстие заливает, кожаная подушка абсорбирует влагу и может предотвратить бульканье звука. Также из-за набухания фетра подушка меняет свою геометрию и может перестать крыть. Но существую влагостойкие кожаные подушки, правда они часто имеют проблемы с залипанием.

Кожаные подушки которые используем мы в работе, являются также и основными в мастерских Парижа (Mercadier, L'Olifant, Denize), разработаны одним из великих мастеров 20го века Rene Hangmann  и производятся на фабрике Chedeville-Lelande под Парижем.


Следующие по распространенности подушки из материала Gore-Tex.

гор текс подушки

Входят в комплект заводского набора подушек для кларнетов Rc Prestige, Festival, Tosca, Divine.

пизони гортекс

Этот материал не дает фетру впитывать влагу и набухать фетру.

Мы работаем двумя видами подушек гор текс — от фабрики Buffet и от фабрики Pisoni.

Они отличаются внутренней конструкцией и ценой.

Gore-Tex Buffet работают достаточно долго, но 100% компрессии дают максимум год. Потом их нужно постоянно регулировать, так как подушка ведет себя нестабильно.

Gore-Tex от Pisoni я перекрывал несколько инструментов когда только начинал работать (в 2009м году). Подушки кроют до сих пор (2017) и выглядят как новые.
Pisoni делает 2 вида подушек гортекс — французского стиля (более твердые, с тонким 
фетром и грибовидной формы под клапана) и немецкого стиля (мягкие). Также они бывают с металлическим резонатором на все размеры подушек.

Единственная проблема подушек Gore-Tex Pisoni их дороговизна.


Подушки из натуральной пробки.

пробковые подушки

Каждый кларнет, что мы ремонтируем, мы автоматически снабжаем хотя бы одной пробковой подушкой. 

Пробка очень хорошо кроет, дает сильный резонанс и возможность изменять форму подушки.

Например подушку в форме конуса мы снабжаем клапан дуодецимы — чтобы нота сибемоль 1й октавы была чуть ярче.

Много оркестровых музыкантов выбирают пробку (верхнее колено) для большей яркости звучания.

Также пробкой легко добиться избавления от шипящие нот путем придания конусной формы.

конусная пробка

Подушки синтетические.

Новое веяние кларнетовой моды на подушки.

На данный момент существует много разных вариантов синтетических материалов, но для нашей мастерской выбрали всего несколько.

1. Вспененный материал с глянцевым слоем (назовем его синтетическая пробка (Valentino Masters)) — самый популярный на данный момент материал в Ателье. Сейчас на них играет большая часть оркестровых музыкантов в Москве.синтетическая пробка

Хорошо кроет, дает сильный резонанс, похожий на пробковые подушки, но при этом не стучит как пробка.

Имеет несколько вариантов жесткости и толщины и подходит для полного перекрытия инструмента (другими материалам мы полностью инструменты не перекрываем).

2. Тонкая мембрана из вспененной резины на пластиковой основе. Новые подушки от итальянской фабрики Pisoni. Часто устанавливаем на нижние подушки так как пластиковая основа не дает подушке проминаться и менять форму. Соответственно подушка кроет всегда. Демпфирующий материал не пропускает воздух и не дает стучать клапану.

pisoni procl

Также они бывают с пластиковыми резонаторами. Опыт их установки показал, что из-за формы пластика, их нельзя "утопить" в чашку, то есть всегда будет стабильно выходить из чашки 0.7мм подушки, что не всегда удобно для работы с шипящими звуками и степенью открытости клапана. 


3. Подушки Кварц-Резонанс. Подушки, которыми пользуется мастерская Shwenk-und-Segelke. Подушки на алюминиевой основе с прослойкой из смеси кварц-силикона.

Дают наверное самый мощный резонанс. Мы применяли их в комбинации кларнета Recital и мундштука Soloist M темной версии чтобы уравновесить резонанс. Кроме того подушкам можно придавать форму конуса (как пробковым) и они совсем не стучат. 

QRPProfilQRPZeichnung

Эти подушки требуют изменения угла фаски звукового отверстия (используются специальные фрезы) и цементирование кромки отверстия. Поэтому требуют более длительного времени установки. Опыт эксплуатации показал, что подушка настолько стабильна, что не прощает инструменту изменения формы отверстия (из-за влажности) и не обойдется без всех предварительных процедур подготовки отверстия. 


4. Подушки Straubinger. Самые известные подушки во флейтовом мире теперь также делаются и для кларнета. Подушка состоит из пластикового основания специальной формы, прокладки из синтетического фетра, который быстро восстанавливается после нажима на него и двойного слоя рыбьего пузыря.

Straubinger дает легкий, полетный звук. Подушки не зудят из-за специальной формы пластика. Требуют специальной подготовки тонального отверстия и специальных приспособлении для их установки.

5. Подушки Atelier Gocharov для кларнетов "Соловей" - имеют большой успех у музыкантов - т.к. долго работают, не стучат, не залипают даже на пластике и самые дешевые в нашей линейке! За 4 года производства и эксплуатации мы довели эту модель до ума и устанавливаем на детские кларнеты и недорогом ремонте. 


На протяжении одиннадцати лет мы провели много экспериментов с подушками и будем продолжать это делать впредь!

Варианты перекрытия кларнета :

За эти одиннадцать лет, что я работаю, я перекрыл точно больше 1000 кларнетов. 

Практика показывает, что лучшие результаты показывает смешанное перекрытие.

Оно помогает выстроить ровность инструмента и придать ему новые характеристики.

За это время я пришел к нескольким вариантам перекрытия :

1. Кожаные подушки + пробковые.

Пробковые устанавливаются минимум под клапан Ля1, между ми и ре, до#.

Часто к ним добавляется верхняя подушка нижнего колена, ре# правый, фа# правый, ля, соль#, си бекар на нижнем колене.

В довершение верхнего колена еще пробка ставиться на трельные клапана для более легкого звукоизвлечения третьей октавы.

2. Кожаные подушки + пробковые + кожаные с резонаторами на нижние клапана.

Список установки пробковых соответствует описанию выше.

3. Пробка полностью + кожаные с резонаторами на нижние клапана

4. Пробка полностью + Gore-Tex на нижние клапана.

5. Пробка полностью + синтетическая пробка(Valentino Masters) на нижние клапана (у Евгения Петрова (Престиж+Ник П))

6. Gore-Tex + пробка.

Список установки пробковых соответствует описанию выше.

7. Синтетическая пробка (Valentino Masters) + натуральная пробка на шипящие ноты

9. Синтетическая пробка полностью (у Алексея Михайленко (Элита+Вандорен), Сергея Елецкого (Престиж+ Ник М)), Юрия Бабия, Михаила Безносова (Тоски, BD5) и так далее 

10. КварцРезонанс+ синтетическая пробка+натуральная пробка (у Ивана Столбова (Фестиваль+Грабнер) , Валентина Урюпин (Реситаль+Ник М))

С уважением, Владислав Гончаров

Контакты
Корзина
Каталог